В прошлый раз мы начали обсуждать, почему дети перестали чувствовать поэзию.

Чуковский мечтал создать для детей своеобразную лестницу, по которой они могли бы добраться до классической (взрослой) поэзии. На первых ступеньках этой лестницы он размещал детские стишки, потешки, прибаутки, а на вершине условно ставил «Евгения Онегина». А вот фундаментом этой лестницы было чувство ритма, размера (основополагающим детским размером Чуковский считал хорей), которым обладает с рождения каждый ребенок, подобно тому, как он обладает слухом, зрением, обонянием.

Однако со временем, если этим не заниматься специально, чувство ритма утрачивается. Да и ступеньки на лестнице начинают проваливаться: детям уже скучны стишки для малышей, но им еще рано читать стихи для взрослых (чтобы как-то компенсировать этот пробел, в школе нам пытались под видом детских стихов впарить пейзажную лирику Пушкина и Лермонтова, Тютчева и Фета). В результате годам к шести-восьми (тут все индивидуально) ребенок полностью утрачивают чувство ритма (и это при том многие занимаются музыкой). Просто попробуйте почитать с ним стихи и посмотрите, как он будет расставлять ударения. На наших театральных репетициях, где роли часто написаны стихами, это особенно бросается в глаза.

Ну и конечно, словарный запас ребенка настолько мал, что ему трудно понять стихи, где употребляются непонятные ему слова и грамматические формы. Кроме того, чтобы ребенку было интересно, ему надо читать стихи с сюжетом (баллады), с тем, что здесь называется suspense, а не описание природы. А таких стихов катастрофически мало. За годы работы я с большим трудом отобрал стихи для чтения детям от 8 до 10 лет (возраст, как всегда, приблизителен) и не могу сказать, что мой список вышел чересчур длинным.

Да, такое происходило и раньше, но по собственным наблюдениям и по замечаниям коллег, вижу, что сейчас, к сожалению, процесс утраты чувства стиха резко усилился.

«Так начинают жить стихом.» Продолжение

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *